Железнодорожные хабовые перевозки

Все знают, что российские поезда возят пассажиров небыстро («Сапсаны» – штучный проект – не в счет). Еще хуже ситуация с перевозками грузов. И если для поставок угля, металлов и прочего промышленного сырья это не ощутимо, то контейнерные перевозки конкуренции с грузовиками не выдерживают.

Поезда идут медленно, вагоны перецепляются и ждут следующего состава по нескольку раз на всем пути.  Грузовым поездам достаются самые медленные «нитки». А грузовик доставит контейнер от двери до двери раза в три быстрее. В такой ситуации многих клиентов не привлекает даже меньшая цена перевозки.

Выход из этой ситуации видится в организации хабовых перевозок по железной дороге. Хабы – специальные контейнерные терминалы, между которыми организованно движение ускоренных поездов по расписанию (возможно, в одном темпе с пассажирскими). До хабов перевозки осуществляются поездами с обычной скоростью.

Предлагаемая вашему вниманию модель сравнивает две схемы организации контейнерных перевозок по железным дорогам – обычную и хабовую.

В процессе моделирования можно перейти на хабовую схему перевозок и следить за тем, как изменяется средняя маршрутная скорость перевозок. Анимация модели является интерактивной – щелкнув мышью по движущемуся контейнеру, можно просмотреть детали его маршрута.

Модель использует реальную карту железных дорог России, хабы расположены на станциях: «Санкт-Петербург», «Москва», «Ростов-на-Дону», «Екатеринбург», «Владивосток», «Новосибирск».

Так, модель показывает, что перевозки по хабовой схеме в среднем на 54,2% быстрее, их средняя скорость – 38,7 км/ч против 25.1 км/ч при обычной схеме (при условии что средняя маршрутная скорость обычных поездов 25 км/ч а ускоренных 60 км/ч) (см. рисунок).

Может показаться, что обоснование хабовой схемы перевозок – задача скорее для средств сетевой оптимизации, основанных на решении задач линейного и целочисленного программирования (CAST (ссылка), Oracle SNO (ссылка), и т.п.). Однако эти инструменты не помогут, если в модели требуется учитывать такие существенные факторы, как, например:

  • расписание поездов;
  • задержки при подаче, переформировании составов и переприцепке вагонов;
  • доступность локомотивов, путей и мощностей на станциях и контейнерных терминалах.

Учет  этих факторов сделает невозможным расчет с помощью линейных методов и оставит, фактически, один способ обоснования решения – сценарный анализ с помощью имитационной модели. Один из ближайших постов в этом блоге будет специально посвящен сравнению оптимизационных и имитационных инструментов.

Показанная в этом посте модель – всего лишь прототип реального средства обоснования бизнес-решений. Реальная модель должна учитывать все факторы, существенно влияющие на итоговые показатели работы логистической системы. Достоинство имитационного моделирования в том, что модель можно практически бесконечно усложнять, добавляя различные факторы и алгоритмы.

Comments are closed.